Новость

Клубная музыка в Липецке – андеграунд или мейнстрим?

поделитесь с друзьями:


Одним из китов, на которых стоит такое явление, как «клубная культура» — это музыка. Неважно, в клубе ли вы или на большой площадке, на мероприятии для людей с определенным статусом или на вечеринке для студенчества, везде музыка играет большую роль, создавая определенное настроение у всех гостей. Т.к. «клубная культура» явление относительно новое, то этому пласту нашей жизни характерна та динамичность и стремительность развития, которую мы видим и в других сферах современной жизни. Однако в различных уголках мира и нашей страны своя специфика развития, поэтому в этом обзоре мы постарались выяснить, а как дела с музыкой обстоят в городе Липецк. Но для начала немного истории…


Первые попытки играть «настоящую» электронную танцевальную музыку в нашем городе зафиксированы в середине 90-х. Первые заведения («Риакция», «Луноход», а затем и «Перекресток») по своему основному формату были самыми обычными дискотеками, где звучала популярная музыка. Ярко выраженного клубного движения тогда не было, это было настоящей экзотикой, о которой можно было прочитать лишь в модном журнале «Птюч». Всё это проходило где-то там, в далекой «продвинутой» Москве, где был «рейв» и «вечеринки».


Коренным образом ситуацию сдвинул DJ Chaoz, который первым в Липецке смог организовывать мероприятия с подчеркнутой клубной направленностью. Всю ночь в «Перекрестке» играла только клубная музыка, при этом не зависимо от того, speed garage это или drum’n’bass, она жадно впитывалась молодежью. Первые черно-белые флаеры (иногда на цветной бумаге) расходились в считанные часы по рукам. Ди-джеи из других городов воспринимались как боги, а музыканты, которые играли свою собственную музыку – это было уже совсем из области фантастики (к слову сказать, электронные музыканты уже тогда проявляли высокую активность в своем творчестве). Такие вечеринки проходили нечасто — несколько раз за сезон. Случались драки с «гопниками», билет стоил 30 рублей, а пиво покупалось в пластиковых бутылках в соседнем ларьке и распивалось свободно на танцполе (это было нормально), но был интерес публики и невероятный эффект «новизны».


Затем появились клубы следующей волны – «Торнадо» и «Ночной Квартал». К сожалению, они совсем не оправдали ожидания передовой молодежи, которая гордо называла себя «продвинутой». Пятницы и субботы в этих клубах все так же отдавались популярной музыке. Интерьер и техническое оснащение стало более современным, но это были по-прежнему всего лишь дискотеки. Руководство клубов можно понять, ведь клубная музыка оставалась экзотикой, совершенно непонятным набором звуком для тех людей, кто тратил деньги в барах.


Однако молодая энергия делала свое дело, и вторым толчком в развитии клубной культуры стали среды в «Ночном Квартале». Их делили между собой две промо-группы, которые на энтузиазме делали вечеринки в этот совершенно неудобный день, предлагая своим гостям уже настоящий клубный саунд. Наверно нет такого стиля электронной танцевальной музыки, который не звучал там. Каждая из групп сумела сформировать свою небольшую публику, но все-таки эти вечеринки находились в настоящем андеграунде по отношению ко всему прочему, что происходило в клубах.


Первым заведением, которое имело подчеркнуто клубный формат, стал клуб «Лимпопо». Мероприятие, на котором DJ Pushkin из Берлина отыграл свой виниловый сет, взорвалось настоящей бомбой. Вечеринки посыпались одна за одной, как тематические, так и с участием приглашенных ди-джеев. Во многом успех «Лимпопо» был определен тем обстоятельством, что молодая публика на тот момент созрела для клубного саунда, а ниша была совершенно незаполненной. За свои несколько лет жизни клуб коренным образом изменил взгляд липецкой публики на электронную музыку, показав многим совершенно иной вид мероприятий, о которых уже можно было сказать «это клубная культура».


Но ничто не вечно под луной, так и успех «Лимпопо» имел свой конец. В определенный момент остальные клубы начали «подтягиваться» по музыке, везде заиграл house. Чуть позже стали открываться новые клубы, которые копировали уже принятый везде формат. Именно этот момент и определил начало застоя, который мы имеем сейчас по части музыкального оформления клубов. Промоутеры не старались привносить что-то новое, ловить наступающие тренды, а ди-джеи играли лишь то звучание, которое популярно на данный момент. Но, как известно, если вы думаете, что в августе лето в самом разгаре, то вы ошибаетесь, т.к. уже в конце июня длина дня начинает каждый день неумолимо уменьшаться. Так и electro-house дошел до массового слушателя в Липецке лишь в тот момент, когда он окончательно стал шаблонным. Ди-джеи играли (и играют) его с невероятной острасткой в надежде понравиться публике здесь и сейчас, совершенно не думая о том, что становятся заложниками этого стиля.


Сейчас мы имеем ситуацию, когда во всех клубах звучит примерно одинаковая музыка, очень небольшое количество ди-джеев можно выделить из их многочисленной армии. И самое плачевное в том, чтобы большой клуб мог приносить прибыль, нужно соответствовать этому саунду. Замкнутый круг, резкого выхода из которого в ближайшее время не предвидится.


Ирония судьбы в том, что история повторяется. На очередном витке истории мы имеем мероприятия, которые предлагают искушенному слушателю «правильную» музыку, но которые опять находятся в андеграунде ко всему прочему клубному Липецку. Сейчас мы говорим о вечерних мероприятиях «DJ Bar» в новом клубе «Сказка» и пятничных вечеринках в «Ночном Квартале» от промо-группы «Voroxov Sound System». Мы связались с организаторами этих вечеринок и задали им несколько вопросов, на которые они любезно ответили.


Nightparty: Какова идея ваших мероприятий? На какую публику вы ориентируетесь?


Антон Бидеев (Сказка) : У нас есть четкое видение концепции вечеринок «DJ Bar». В пятницу вечером, в клубе (а точнее — в барной зоне «Сказки») собирается красивая интересная молодежь. Гости общаются между собой, обсуждают события прошедшей недели, строят планы на выходные. Большинство посетителей знакомы друг с другом (это один из ключевых моментов нашей общей политики заведения), а кто-то пришел в первый раз и с интересом наблюдает за новой обстановкой и тусовкой. И очень важным моментом является то, что все это происходит на фоне интересной музыки, которую ди-джей играет прямо за барной стойкой. По стилистике это может быть и drum'n'bass, и tech-house, и что-либо еще другое, но главное заключается в том, что звучание должно быть концептуальным и интересным для искушенного слушателя. Таким образом мы хотим создать атмосферу домашних «посиделок» в кругу друзей. Это не совсем вечеринка, это не совсем бар -  гости общаются, гости пританцовывают, а кто-то общается с ди-джеем, а может быть получает от него лично диск в подарок.


Андрей Ворохов (Ночной Квартал) : В перерывах между организацией своих вечеринок я два месяца сидел дома, занимался домашними делами, и когда хотел куда-нибудь выбраться и отдохнуть... мне не куда было пойти. Везде «хаус», навязанная клубная политика. Меня совершенно не обрадовало такое «положение дел» и таких, как я много. Если тебя не «торкает» под то, что везде считается модным, у тебя нет альтернативы, для вас все клубы окрашиваются в один цвет с их однообразной атмосферой и политикой. Мы хотим дать публике выбор, показать «другую сторону». К нам ходят люди от 18 и до 35. Все те, кому уже приелось однообразие и хочется нового или кого уже изначально не устраивала клубная жизнь города. К своему удивлению, я замечаю, что к нам начали ходить те, кто совершенно далёк от электронной музыки, те кто предпочитает живую и тяжелую музыку.


Nightparty: Как вы относитесь к тому, что музыкальный формат ваших вечеринок находится в явном андеграунде по сравнению с тем, что происходит в ночных клубах города?


Антон Бидеев (Сказка) : Многое из того, что в Липецке считается андеграундом, я бы назвал просто интересным концептуальным и, самое главное, некоммерческим звучанием, то есть таким, которое не привыкли слышать на радио и дискотеках. Многое из этого в будущем, уверен, станет массовым и популярным, так уже было, и так будет. На вечеринках «DJ Bar» мы в свою очередь лишь пытаемся познакомить публику с этим звучанием, возможно даже подготовить публику к этой музыке для проведения мероприятий на основной площадке «Сказки».


Андрей Ворохов (Ночной Квартал) : Psy и Drum’n’Bass? Да — это андеграунд, но придёт время, когда народ почувствует невероятную энергетику и положительные эмоции, заложенные в этих направлениях. Сейчас любителей такой музыки становится всё больше и больше. И скоро psy и d’n’b не будут в нашем городе считаться андеграундом.


Nightparty: Как оцениваете уровень развития клубной культуры города? В чем видите основную проблему?


Антон Бидеев (Сказка) : Если особо не вдаваться в пространные рассуждения о том, что же такое клубная культура, а оперировать общепринятыми понятиями, то можно сказать что развитие минимально. Да – открывается много новых заведений, да – происходит много выступлений и различных мероприятий, но главная цель единственна – это извлечение прибыли. Такое положение вещей, безусловно, нормально, но не стоит забывать о качестве. Всегда есть какая-то доля посетителей, которая не желает принимать ширпотреб, это более взыскательная публика в музыкальном плане и вопрос качества музыкального оформления  для нее стоит далеко не на последнем месте! Именно такую публику мы стараемся привлекать на наши мероприятия. При этом мы ждем ее не только в пятницу на «DJ Bar», но и по субботам, музыкальный формат которых мы сейчас будем активно корректировать.


Андрей Ворохов (Ночной Квартал) : Уровень – «ниже плинтуса». Единственное место, куда бы я сейчас, если бы являлся поклонником этого направления, сунулся — Open Air в «Чайке». Единственное место, которое в нашем городе держит мировой стандарт.


Nightparty: Какие у вас планы на будущее относительно этих или других мероприятий? Чем хотите привлечь внимание и любовь публики?


Антон Бидеев (Сказка) : Как я уже сказал, все только начинается. Сейчас через «DJ Bar» мы осторожно прощупываем почву: первые вечеринки, первые пятницы с молодыми перспективными ди-джеями, которых еще не захлестнула шаблонность в их работе. Мы постепенно набираем обороты: сентябрь, да и вообще наступающий сезон будет очень насыщенным. Мы планируем большое количество интересных вечеринок с громкими привозами: это и ди-джеи, это и музыканты с живыми выступлениями. Нам есть над чем работать, нам есть для кого работать, главное сейчас – это не стоять на месте. 


Андрей Ворохов (Ночной Квартал) : Продолжать развивать и внедрять Psy и D’n’B. В ближайшее время мы делаем вылазки в клубы «L48», «КАМin» и т.д. Планируем проводить по 3, 4 мероприятия каждый месяц, программа расписана на пол года вперёд. Внимание публики хотим привлечь в первую очередь своим отношением, своей энергией, желанием дать настоящее шоу!


Алексей Волков, 2008 г.